Такое решение принял глава российского правительства Владимир Путин. По словам премьер-министра, тарифы не должны расти быстрее инфляции, - сообщает СКБ "Контур" со ссылкой на "АиФ".
Основные параметры бюджета РФ на 2012-2014 годы были окончательно одобрены профильной комиссией Белого дома. Вчера, в ходе заседания комиссии, глава правительства Владимир Путин прокомментировал некоторые предложения Минфина (ведомство выступило в роли разработчика бюджета) и, в частности, активно поддержал идею об ограничении роста тарифов естественных монополий.
— Повышение тарифов на газ — не более 15%, повышение тарифов на электроэнергию, в том числе имею в виду сетевое хозяйство, тепло, — по инфляции. Но и то, и другое, и третье — не с 1 января 2012 года, а с 1 июля 2012 года, — сказал Путин, отметив, что летом потребление энергии значительно падает, и поэтому рост тарифов не так резко бьёт по карману обычных потребителей.
Кроме того, по словам премьера, именно повышение тарифов «разгоняет инфляцию» с самого начала года. Особенно хорошо это демонстрирует статистика за 2011-й год: в январе инфляция подскочила сразу более чем на 2%, однако в последующие месяцы росла заметно медленнее и на конец августа достигла 4,7%.
— Перенос роста тарифов на 1 июля обсуждался давно, — прокомментировала решение правительства министр экономического развития Эльвира Набиуллина. — Конечно, мы могли бы принять решение о переносе цикла на 1 июля годом позже, но не хотели затягивать.
Кроме того, в прошлом году правительство уже предприняло попытку ограничить рост тарифов, установив для предприятий ЖКХ жёсткие ограничения. Однако это не дало ощутимого эффекта: несмотря на указание не повышать цены более чем на 15%, в некоторых регионах электроэнергия подорожала на 25-40%.
— Бизнес давно нам задавал вопросы, почему Белый дом позволяет тарифам опережать инфляцию. В этом году мы согласились — несправедливо, — заявил РБК первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.
Для бизнеса, и особенно промышленности, «тарифные каникулы» могут действительно стать большим подарком, аналогичным финансовой поддержке из госказны. В годы кризиса (2008-2009) правительство оказывало прямую бюджетную поддержку стратегически важным предприятиям, оказавшимся на грани банкротства. Сейчас, на фоне экономической нестабильности и довольно непредсказуемых колебаний цен на нефть на мировых рынках, такая подстраховка производства может оказаться весьма кстати.
Ранее похожую «подушку безопасности» Минфин обеспечил российскому банковскому сектору. Около месяца назад Алексей Кудрин рассказал о том, что на счетах коммерческих банков размещено около 160 млрд рублей для обеспечения их дополнительной ликвидностью. Тогда это решение властей связали с ожиданиями если не второй волны кризиса, то, по крайней мере, ухудшения экономической обстановки в стране. А тарифные ограничения, вписанные в бюджет, только подтвердили пессимистичный настрой правительства.
К тому же накануне глава российского Минфина публично признал, что вероятность повторения финансового кризиса заметно повысилась. По словам Кудрина, основные проблемы американской экономики, которые привели к мировой рецессии в 2008-м году, так и не были решены; да и ситуация в Европе остаётся напряжённой.